Бобслей (дисциплина - скелетон)

Бобслей

Бобслей – зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в скоростном спуске на управляемых санях (бобах) по ледяному желобу. Бобслей популярен как среди мужчин, так и женщин. Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) – организация, которая занимается регулированием бобслея и организацией международных соревнований. Федерация бобслея и скелетона России — организация, которая оказывает содействие развитию, популяризации и пропаганде Бобслея и скелетона как вида спорта.

История возникновения и развития бобслея

Бобслей появился благодаря английскому туристу Уилсону Смиту, который в 1888 году соединил между собой двое саней и доску, на получившихся санях он спустился из Санкт-Морица в коммуну Челерина. К концу века был создан первый бобслейный клуб и разработаны первые правила. В 1903 году в Санкт-Морице была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около 1500 км и сконструированы особые сани, которые получили название – «боб».

В 1923 году была сформирована Международная Федерация бобслея и скелетона (FIBT), которая по сей день занимается развитием этого вида спорта. Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года, в этом же году бобслей был включен в программу Олимпийских игр.

Как и большинство зимних видов спорта, санные скоростные спуски зародились в Швейцарии. Горный, холодный климат способствовал экспериментам на снегу и ледяных дорожках. Конструкции на полозьях были известны миру давно, но такие приспособления, как бобы, позволяющие развить высокую скорость за счет аэродинамики, были сконструированы только в конце XIX века.

Игра впервые получила официальное название и признание в 1897 году, когда в городе Сент-Морица был организован первый бобслейный клуб.
За короткий промежуток времени направление получило широкое распространение на европейских курортах – постояльцы шале и гостевых домиков хотели разнообразить свой отдых и снабжали различные конструкции на полозьях рулевым механизмом, пока в 1904 не были запущены в продажу болиды-бобы.

Первыми странами, которые переняли швейцарскую забаву, стали Германия и Австрия. Первые профессиональные спортсмены этих государств вступили
в международные соревнования со Швейцарией уже в 1908 году. С тех пор начали подтягиваться и другие страны, но пока еще на полупрофессиональном
и любительском уровне.

Только в 1923 году бобслей признали профессиональным видом спорта. Сразу же была создана спортивная Федерация по этому направлению и началась подготовка по включению его в программу Олимпийских игр, что и случилось впервые через 10 лет в Лэйк Плэсиде.

Бобслей в СССР

После зимней Олимпиады 1980 года в Лейк-Плэсиде, на которых сборная СССР уступила в командном зачёте сборной ГДР, советское руководство обратило внимание на развитие видов спорта, которые ранее в стране не культивировались, в том числе бобслея. Поручение разработать бобслейные сани было дано передовому латвийскому производственному объединению ВЭФ. По распоряжению его генерального директора О. К. Ленёва был создан коллектив инженеров ПО ВЭФ в составе начальника машиноремонтного цеха Хария Шванкса, конструктора Ивара Янсона, специалиста по пластмассам Улдиса Мигланса, механиков Яниса Аколова и Арвида Миезиса. Экспериментальной группой руководил директор спортивного клуба ВЭФ Евгений Кисиелс. Уже в январе 1981 года рижский боб вышел на чемпионат Европы в австрийском Игльсе, а на чемпионате мира того же года экипаж в составе Яниса Кипурса и Айвара Шнепста занял 9-е место. В 1982 году он стал четвёртым на Кубке Велтина. После этого экспериментальная группа по предложению тренера сборной саночников Роланда Упатниекса сконструировала боб монолитной конструкции, а не сборный из 2 частей, придав ему форму ракеты. Это уменьшило лобовое сопротивление конструкции и увеличило скорость.
На первых же международных соревнованиях 1983 года «русская ракета», как прозвали латвийский боб на Западе, с экипажем Кипурс — Шнепст заняла второе место. Это положило начало бурному развитию бобслея в СССР

На Олимпиаде 1984 года в Сараево экипаж Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова получил бронзовую медаль. После этого разработки бобов начались по всему Советскому Союзу, в то время как на ВЭФе количество выпущенных снарядов перевалило за сотню.

В олимпийском Калгари латыш Янис Кипурс вместе с русским парнем Владимиром Козловым принесли Советскому Союзу первое в истории бобслейных соревнований золото, а в четверке с Гунтисом Осисом и Юрисом Тоне завоевали ещё и бронзу.

После распада Советского Союза Россия осталась без соответствующей международным стандартам санно-бобслейной трассы для тренировок, без материальных ресурсов для обновления парка саней для бобслея и сложившихся экипажей спортсменов. Тем не менее в 1992 году была создана Федерация бобслея России.

На старом оборудовании Россия все же выставила собственные команды на Олимпийских играх 1992, 1994 и 1998 годов, но о наградах нельзя было и мечтать: российские экипажи приходили к финишу в четвёртом десятке соревнующихся.

Однако в 1996 году началось возрождение. Сыграла роль русская смекалка: пилотов набирали из числа саночников, которым европейские трассы были знакомы, а разгоняющих искали среди легкоатлетов, по традиции советского бобслея делая ставку на разгон. Разгон и «мягкая посадка» в боб помогли российским экипажам показать высокий результат.

В России начали формировать женские экипажи, которые впервые выступили на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, где двойка Виктории Токовой и Кристины Бадер заняла 8-е место.

В 2014 году Россия вернула себе позиции в мировом бобслее, завоевав «золото» Олимпийских игр в Сочи в четвёрках (Александр Зубков, Дмитрий Труненков, Алексей Негодайло, Алексей Воевода) и в двойках (Александр Зубков, Алексей Воевода).

Сани для бобслея

Боб (так называются сани в бобслее) представляет собой сигарообразный кузов для экипажа, который установлен на стальном шасси. Внутри саней для бобслея оборудованы места для сидения экипажа, там же находится руль и рычаг тормоза. У боба имеются две пары полозьев. Неподвижная задняя и подвижная передняя, с его помощью осуществляются манёвры. Между мостами находится тормозная рейка. По количеству мест бобы делятся на двухместные

и четырехместные. Длина двухместного боба — 2,7 метра, четырехместного — 3,8 метра. Масса двухместного боба не больше 165 кг, четырехместного 230 кг. Суммарный вес экипажа из 2 человек не больше 200 кг, из 4 человек не больше 400 кг. Ширина боба — 0,67 метра. Средняя скорость саней для бобслея —
135 км/ч.

Сани для бобслея – управление

В команде несколько человек, приведем пример на четырехместном бобе:

· рулевой;

· разгоняющие;

· тормозящий.

Первый несет максимальную ответственность за прохождение сложных участков и вхождение в виражи с максимальной скоростью. Обычно это место занимает капитан. Весь снаряд можно разделить на две части:

· подвижная передняя, где находятся кольца для управления;

· статичная задняя, где располагаются остальные члены экипажа во время гонки.

Пилот держит в руках тросы, которые прикреплены к переднему мосту.
Во время поворотов он тянет за них, чтобы направить весь снаряд. Разгоняющие в это время уже выполнили свою основную функцию – дали мощный толчок и запрыгнули на полозья без вреда скорости. Во время движения их цель – придать естественную массу для ускорения, а также сгруппироваться так, чтобы не нарушить аэродинамику. Тормозящий подключается в тот момент, когда боб вылетает на финишную прямую. Участник команды нажимает на тормоз, который похож на металлическую гребенку и располагается посередине саней. Каждый участник очень важен для команды, без слаженной работы невозможно достичь результатов.

Экипировка для бобслея    

Для спортсменов важны две составляющие: шлем и одежда.

Костюмы должны быть выполнены из специальной прочной ткани, которая обладает рядом свойств:

· Пропускает воздух. Если в ходе движения материал будет создавать парниковый эффект, то атлет быстро вспотеет, ему будет не комфортно, влажные ладони могут привести к погрешностям в управлении.

· Сохраняет тепло. В желобах поддерживается постоянная холодная температура, поэтому спортсмену важно находиться в теплой одежде.

· Не продувается ветром. На трассе со скоростью до 100 км/ч пронизывающие потоки воздуха.

· Не сковывает движение. Это касается покроя – управление рулем и бег для разгоняющих не должны вызывать трудности из-за тесных или неприспособленных к размахам рук курток.

Трасса

Первые десятилетия соревнования оставались элитными тренировками
из-за дороговизны оборудования. Массово любители и новички начали вливаться в 50-х годах, когда произошла интеграция спортсменов этого вида и ряда других. Бобслеисты осознали, что недостаточно просто управлять болидом, его нужно хорошенько разогнать и подготовить, а для этого нужна команда.
Также в этом периоде более четко стали очерчиваться правила, в том числе ограничения по весу атлета. Теперь в спорте не осталось место для полных мужчин, которые набирали ускорение только за счет собственной массы тела – за дело взялись специалисты с четко отработанными движениями и проанализированной стратегией поворотов, наклонений и в целом поведения на трассе.

Трасса для соревнований по бобслею представляет собой ледяной желоб с железобетонным основанием, имеющий различные по крутизне повороты
и виражи. Длина трассы обычно колеблется в пределах 1500-2000 м, на трассе обязательно должно быть 15 виражей с минимальным радиусом 8 м, а перепад высот должен быть от 130 до 150 м.

Единственная натуральная трасса находится в Санкт-Морице.

Первая в Советском Союзе и восточной Европе санно-бобслейная трасса была построена в 1986 году в латвийском городе Сигулда.

Правила

Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие как женщины, так и мужчины, катание остается унифицированным для обоих полов. Но на выступлениях команды принимают участие по раздельности, так как у представителей разная весовая категория.

Основная задача команды – произвести скоростной спуск с ледяной горы, при этом достичь наибольшей скорости и уложиться в минимальное время.

Различают:

· заезды на двухместных бобах;

· на четырехместных санях.

В зависимости от типа чемпионата проходит 2 или 4 спуска. На зимних Олимпийских играх – четыре. Когда соперники пройдут трассы, значения времени каждого круга суммируются. Побеждают спортсмены с наименьшими временными затратами на прохождение.

По возрастному критерию разграничивают:

· юниоров – до 26 лет;

· взрослых – старше указанного значения.

При этом до 18 лет подростки также могут соревноваться, но только при наличии нотариально заверенного разрешения родителей. На спортивные детские секции эта формальность не распространяется.

Допустимые значения по массе экипированного боба:

· Двухместные сани должны быть не менее 170 кг без экипажа
и не более 390 кг (340 – для представительниц слабого пола) в полной амуниции.

· Четырехместные имеют соответствующие границы: минимальная – 210 кг, максимальная – 630 кг.

В это значение входит вес:

· болида;

· спортсменов;

· экипировки.

Для мест проведения чемпионатов также есть требования.

В начале трассы команда должна максимально разогнать боб, держась за него рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места. Допускается меняться местами в бобе во время движения. Отсчёт времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра. Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, побеждает команда с минимальным временем по итогам четырех заездов.

В бобслее запрещено:

· выступать без шлемов;

· иметь на шлемах несогласованную рекламу;

· нагревать полозья в бобе.

Строение и конфигурация гоночного участка

Конструкция имеет сложную форму со множественными изгибами и длительными участками для разгона и финиша. От правильности строения зависят не только результаты участников, но и их здоровье, потому что по этим искусственным трассам пролетают болиды на скорости до 100 км/ч. Если стенки будут недостаточно высокими или повороты чрезмерно резкими, то велика вероятность вылета с дистанции, что приведет к травме всей команды.

Вся конструкция состоит из твердотельной железобетонной основы и намораживающей лед системы.


Скелетон

Скелетон — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях на укреплённой раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырёх заездов.

3.png


Скелетонисты надевают облегающие аэродинамические костюмы и прочные шлемы с забралом и защитой для подбородка. Задача скелетониста — пробежать в шипованных ботинках 50 м по льду как можно быстрее, стараясь создать инерцию. Всё это время он нагибается, держась за ручки или стороны скелетона и толкая его вниз по трассе.

Пробежав 50 м, скелетонист должен быстро лечь и вытянуться на скелетоне, не потеряв при этом той инерции, которую он набрал за время разгона. Теперь нужно проехать примерно 1500 м. (зависит от трассы) вниз по ледовому желобу. На трассе есть крутые повороты и виражи в форме буквы «S». Спортсмен управляет скелетоном, слегка смещая вес своего тела влево или вправо. В конце заезда он замедляет скелетон ногами до полной остановки.

История

Прародителем скелетона считается спуск с гор на санях — бесполозных деревянных досках и распространённых среди канадских индейцев. В литературе его появление относят к XVI веку.

Сведения о спортивных состязаниях саночников датируются серединой XIX века, когда британские туристы в Альпах начали спускаться на санях по заснеженным горным склонам.

В 1892 году англичанин Чилд представил сани, сделанные из металла. Есть предположение, что название этим саням — скелетон — дали из-за того, что они были похожи на скелет. Другие полагают, что часть слова «Skele» происходит из неправильного прочтения норвежского слова «Kjaelke» (сани, которые используют норвежские рыбаки).

Впервые спуск на скелетоне был продемонстрирован в 1905 году на соревнованиях по бобслею в Мюрццушлаге. В 1906 году там же прошёл первый чемпионат Австрии по скелетону. А в 1908 и 1910 годах соревнования были проведены уже на горном перевале Земмеринг.

В 1913 году была создана Международная ассоциация тобоггана.

В 1923 году на конгрессе, проведённом в Париже, делегаты, представлявшие саночников Великобритании, Канады, США, Франции и Швейцарии, создали Международную федерацию бобслея и тобоггана — ФИБТ, которая в течение довольно длительного периода руководила развитием как бобслея, так и санного спорта. В 1926 году на парижском конгрессе ФИБТ предложила Международному олимпийскому комитету скелетон и бобслей в качестве олимпийских видов. За основные правила скелетона были приняты правила Санкт-Морица.

Соревнования по скелетону впервые были представлены на II зимних Олимпийских играх, проходивших в Санкт-Морице в 1928 году. Первым олимпийским чемпионом в этом виде спорта стал Дженнисон Хитон (США). Серебряную медаль завоевал младший брат победителя — Джон Хитон, а бронзовую — Дэвид Эрл оф Нортеск из Великобритании.

скелетон история.jpg

Вторично олимпийские награды в соревнованиях по скелетону спортсмены оспаривали 20 лет спустя — в 1948 году, причём снова в Санкт-Морице — на V зимних Олимпийских играх, в связи с тем, что трасса, подходящая для скелетона, в то время имелась только там. В заездах приняли участие тринадцать атлетов из пяти стран. В дальнейшем, вплоть до 2002 года, скелетон не был представлен на Олимпийских играх.

В 1968 году в Шёнау-ам-Кёнигсзе (ФРГ) была открыта первая искусственная санно-бобслейная трасса, что дало возможность спортсменам тренироваться и проводить соревнования независимо от погодных условий.

С 1982 года проводятся чемпионаты мира по скелетону.

С 1986 года начали открываться международные школы скелетона (International Skeleton Schools) на различных трассах. Недавно основанная Комиссия скелетона ФИБТ ввела программу солидарности, чтобы обучить новых спортсменов для скелетона. ФИБТ ввела программы специальной подготовки, чтобы поощрять национальные федерации в улучшении тренировок своих атлетов.

В 1992 году 20 стран приняли участие в чемпионате мира. Год спустя их число увеличилось до 23. В настоящее время скелетон представлен на соревнованиях 30 странами.

ФИБТ начала финансировать скелетон в 1986 году. Неолимпийские виды спорта получают мало финансовой поддержки. Интерес СМИ (особенно телевидения) сосредотачивается на олимпийских видах спорта. Без телевидения практически невозможно получить спонсоров; без спонсоров невозможно получить финансирование. Признавая этот факт, ФИБТ финансировала освещение на телевидении соревнований по скелетону. В 1998 году чемпионат мира впервые показали в прямом эфире на Eurosport. В течение 1999 и 2000 годов на телевидении было показано два Кубка мира и чемпионат мира.

2 октября 1999 года ФИБТ достигла своей цели: скелетон после 54-летнего отсутствия был включён в программу Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Скелетон оказался привлекательным видом спорта, потому что проведение соревнований по этому виду увеличило загруженность санно-бобслейных трасс, возведение и содержание которых является дорогостоящим делом.

Сани

Скелетон представляет собой сани c утяжелённой рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперёд по направлению движения, лицом вниз. Для управления используются специальные шипы на ботинках. Снизу к скелетону крепятся два стальных конька, а сверху — две ручки. Расположенные спереди и сзади скелетона бамперы играют роль глушителей и защищают скелетониста от ударов в стену ледового желоба.

Чтобы все спортсмены были в равных условиях, сани стандартизированы. Размеры скелетона — от 80 до 120 см длиной и от 34 до 38 см шириной (расстояние между полозьями). Нагревать полозья запрещено, перед каждым стартом проверяется их температура. На старте сани и спортсмен взвешиваются, максимальный вес скелетона — 43 кг для мужчин и 35 кг для женщин, вес скелетона со спортсменом не должен превышать 117 кг для мужчин и 102 кг — для женщин. При необходимости допускается утяжелять сани балластом.

EnGGapvhkccLwqyE_Skeleton_Sled_0004.jpg

Современный скелетон сделан из стекловолокна и стали, снизу к нему крепятся двое стальных коньков, а сверху — две ручки. В некоторых моделях «ручками» служат две стороны специального корпуса из стекловолокна, который подгоняется под телосложение конкретного спортсмена. Расположенные спереди и сзади скелетона бамперы играют роль глушителей и защищают скелетониста от ударов о стену ледового желоба. Размеры скелетона — от 80 до 120 см длиной и от 34 до 38 см шириной (расстояние между полозьями). Максимальный вес скелетона — 43 кг для мужчин и 35 кг для женщин, вес скелетона со спортсменом не должен превышать 115 кг для мужчин и 92 кг — для женщин.

Трасса

Первоначально соревнования проводили на естественных трассах. Большая часть современных соревнований проходит уже на трассах с искусственной ледяной поверхностью. Известное исключение — трасса в Санкт-Морице.

трасса.jpg

Для соревнований используют те же трассы, что и для бобслея. Большинство трасс — длиной в 1500 метров, и у всех есть уникальные особенности и различные степени трудности.

Скелетон в России

скелетон.jpg

Федерация бобслея и скелетона России создана в 1992 году. Федерация является членом Общероссийского союза физкультурно-спортивных общественных объединений «Олимпийский комитет России» и Международной Федерации бобслея и тобоггана (FIBT).

Российские спортсмены впервые приняли участие в соревнованиях по скелетону в 1994 году на этапах кубка мира в Инсбруке и Санкт-Морице — С. Сафронов (Москва) и П. Герасимов (Москва), а также на чемпионате мира в Альтенберге. Лучший результат в Альтенберге — С. Сафронов (18-е место).

В 2002 году фаворит женской сборной Екатерина Миронова заняла 7-е место на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, а в 2003 году завоевала серебряную медаль на чемпионате мира по скелетону в Калгари и установила новый рекорд трассы на разгоне. Медаль в этом виде спорта российские спортсмены завоевали впервые.

В 2010 году на XXI Олимпийских играх в Ванкувере российский скелетонист Александр Третьяков завоевал бронзовую медаль и стал первым российским призёром на подобных соревнованиях. На чемпионате мира 2013 года в Санкт-Морице Третьяков завоевал первую в истории российского скелетона золотую медаль, а Сергей Чудинов занял третье место.

В 2014 году на XXII Олимпийских играх в Сочи всё тот же Александр Третьяков стал первым олимпийским чемпионом от России по скелетону. Спортсменка Елена Никитина стала первой в истории России обладательницей олимпийской медали в скелетоне, завоевав бронзу.

В 2019 году Кубок мира по скелетону впервые выиграла россиянка, Елена Никитина

Никитина.jpg


  • У вас возникли вопросы?
    Мы с удовольствием ответим!

Загрузка сообщений...